ИНФОРМАТИКА-21

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (с 2002 г.)

Никлаус Вирт. Потерянная дорога
Программная презентация (Томск, 2007-07-02)
IT-образование и российские национальные интересы
О единой системе вводных курсов информатики
Презентация проекта на международной конференции JMLC'2003

Новости(2016-06-29)ЛитератураФорумРесурсыВидео-встречи Блэкбокс
Получение Блэкбокса*Скриншот (*ещё, ещё, ещё)
«... школьная сборка это блестящая работа лучше я еще не видел. Для меня главное, что показан путь, каким и мне надо двигаться в рамках моих учебных дел. Это очень ценно и для развивающихся учителей: они сами будут достраивать <сборку> в нужном направлении. Никаких специальных институтов не нужно.» источник

Поиск по сайту: 
Примеры запросов:   установка    паскаль    Никлаус Вирт

Почетный консультант проекта
автор легендарного Паскаля
 Никлаус Вирт

Приветствие

***Интервью 2005
pdf, on-line

Визит в Россию 2005

Математика + Информатика + Языки

контакты

Проект Информатика-21 оттолкнулся от спецкурса на физфаке МГУ (с февраля 2001 г.) и занятий в Троицком лицее (с осени 2001 г.) и вышел в Сеть в сентябре 2002 г., сразу вызвав горячий интерес самой постановкой задачи.
Проект координирует усилия специалистов науки, образования, аэрокосмической промышленности и IT-индустрии по упорядочению преподавания программирования и информатики на основе достижений Науки.
Существует объективная необходимость серьёзного обучения основам программирования обширной категории программистов-«непрофессионалов» — инженеров и ученых всевозможных специальностей и др. трудящихся, для которых компьютинг стал рабочей рутиной (ср. здесь).
Сделать такое обучение по-настоящему эффективным затруднительно при существующем хаосе в преподавании IT-дисциплин. Хаос объясняется давлением рыночных интересов и неизбежной для такой новой области мифологией при ещё слабой образовательной традиции, не дающей надёжных ориентиров.
Но это не значит, что ориентиров вообще нет.
Возможность преодоления хаоса в преподавании IT-дисциплин вытекает из того обстоятельства, что в IT-индустрии сложился некоторый консенсус относительно базового набора средств программирования общего назначения.
Такой базовый набор впервые — и в наиболее чистом виде — был представлен в Системе Оберон (Н.Вирт и Ю.Гуткнехт, с 1988) и получил фактическое признание индустрии в популярных Java (Sun, 1995), C# (Microsoft, 2000), Go (Google, 2009).
Реализация Оберона, учитывающая большой практический опыт и известная как Компонентный Паскаль — это современный наследник заслуженного Паскаля по прямой линии (в отличие от множества «бастардов», цепляющихся за легендарный бренд посредством «совместимости» со всеми дефектами старого языка).
Оберон/Компонентный Паскаль шлифовался сорок лет (а если учитывать Алгол-60, то и все пятьдесят) без оглядки на конъюнктурные соображения. Достигнутое в результате высочайшее качество делает его практически идеальной нотацией для курсов основ программирования, достойной занять место рядом с теоремой Пифагора и стихами Пушкина.
Соответствующая мощная бесплатная система программирования Блэкбокс адаптирована для работы в распространенных операционных средах. В силу своего минимализма, низкого порога вхождения и уникальной гибкости, достигнутой благодаря совершенной компонентной архитектуре, Блэкбокс лучше других платформ удовлетворяет крайне жестким требованиям, объективно возникающим в системе образования.
Проект Информатика-21 ставит конкретной целью пропаганду и внедрение в систему образования Оберона/Компонентного Паскаля как практически идеальной единой платформы для обучения программированию и информатике самых широких контингентов учащихся. На такой платформе учащихся можно провести от самых первых шагов (5-й класс; см. репортаж) до курсов по архитектуре ПО и построению компиляторов (3-й курс университета), сосредоточившись на ключевых идеях и компетенциях. При этом исключаются потери дефицитнейшего учебного времени на переучивание и на борьбу со множеством случайных «фич» (читай, «граблей») разношёрстного промышленного инструментария.
Такой стержень основных курсов может служить опорой для гибкой системы эффективных специальных курсов, сфокусированных на изучении промышленных систем.
В итоге можно было бы говорить о настоящей системе IT-образования. Такая система естественно дополняла бы уникальную российскую систему математического образования.

В идеологии Оберона программирование — форма взаимодействия человека с компьютером, естественно возникающая при решении сложных задач.
Поэтому здесь предельно понижен порог вхождения в программирование за счет тщательного проектирования и очистки ядра системы от архаических или второстепенных или узкоспециальных «фич», которыми перегружены промышленные системы.
С другой стороны, настоящим подарком оказывается текстоориентированный интерфейс — когда любой фрагмент любого документа в открытом окне может служить аналогом командной строки и, главное, источником входных данных для программы. Это существенно облегчает создание тестовых наборов данных; учебный ввод-вывод; изучение работы с последовательностями данных; наконец, манипуляции с данными, характерными для обработки лабораторных данных (физика, химия, эконометрика ...).
Во всём этом — коренная причина преимуществ Оберонов как при обучении программированию, так и при его использовании, особенно программистами-«непрофессионалами».

Профессионалу достаточно недели, чтобы начать продуктивно работать на Блэкбоксе.
Обычно вызывает удивление тот факт, что для этого не требуется штудировать толстые «мануалы» — достаточно документации в самом Блэкбоксе.

Самый полный комплект инструкций для начинающих содержится в школьной сборке Блэкбокса.

Вместо встраивания «фич» на все случаи жизни (что всё равно недостижимо), упор в Оберонах сделан на возможность безболезненного и неограниченного расширения системы самим пользователем.
В частности, Блэкбокс позволяет преподавателю, подбирающему методику для конкретной аудитории, не только менять или добавлять модули для учебных целей (ср. «мини-среды»), но и прямо в классе, без перезапуска ученических Блэкбоксов менять конфигурацию, меню и даже сообщения компилятора.
Пример чрезвычайной гибкости такого подхода — полностью русифицированная конфигурация Блэкбокса (не только меню и сообщения компилятора, но и ключевые слова на родном языке). Такая конфигурация создана на основе опыта работы с самыми младшими программиста (см. также обсуждение; ср. пробный перевод учебной сборки на кабардинский язык для самых младших программистов).

Учебные сборки Блэкбокса

«... скачал вашу сборку и как в сказку попал Изображение... Ввод через любое выделение в документе, дружелюбная гипернавигация, <ключевые> слова <можно писать> на русском, мастер нового приложения с подсказками ...»
источник


Проект «Информатика-21»
как ресурс инновационного развития:

Оберон на Ростовской АЭС

Оберон в БПЛА

Поддержка

Речь идет об административно-организационной и материально-финансовой поддержке различных частей проекта. Список дан в хронологическом порядке, для объективности.

  • Oberon microsystems
    Приносим благодарность Главному программному архитектору Oberon microsystems Вольфгангу Веку (Dr. Wolfgang Weck) за блестяще выполненную специально для данного проекта модификацию компилятора и системы Блэкбокс с целью поддержки кириллицы в идентификаторах и документах системы.
    Быстрота и качество модификации — свидетельство высшей квалификации специалистов Oberon microsystems, а также качества и гибкости их программной продукции.

 

  • Вниманию потенциальных спонсоров:
    Обычная форма поддержки проекта — локальная поддержка конкретных преподавателей-участников проекта, а также конкретных образовательных и пропагандистских мероприятий (яркий пример — поездка Н.Вирта по России в 2005 г.).
    В крайнем случае можно обращаться к любому из
    координаторов или участников.
    Каждый вклад будет с благодарностью отмечен и на этом сайте.

 

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

(с) Авторские права на все тексты, представленные на данном сайте, если не указаны другие авторы: Ф.В.Ткачев. 2002-2013 гг. Никакое коммерческое использование представленных материалов, в том числе в рамках PR-деятельности коммерческих фирм и т.п., без согласия их авторов не разрешается.