Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

ПРОЕКТ «НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

2011-10-07; последние правки: 2014-10-07.

Авторы проекта — профессиональный филолог и профессиональный физик — попытались, опираясь на собственный опыт, а также на изучение истории образования, спроектировать школу «интеллектуального спецназа».

A. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИДЕИ

Системная цель. Среднее образование (5–11 классы) — самое противоречивое образовательное звено в силу большого числа разнонаправленных требований. Поэтому нужно четко расставить приоритеты.
Цель, взятая как идеальный ориентир, передается формулой

воспитание элитного «интеллектуального спецназа»,
не уступающего выпускникам царских гимназий (вершина опыта прошлого)
и советских физматшкол (научно-технический опыт XX века).

Футуризм. Проект — попытка в духе «мозгового штурма» наметить реалистичные контуры идеальной школы, обеспечивающей наилучшее приближение к указанной цели. На этом этапе сознательно игнорируется ряд ограничений:

1 Обсуждаемый проект — как и вся эволюция человечества за последний миллион лет — подчинен идее развития интеллекта. И потому ориентируется на 10–20% мотивированных к учебе детей. Важность задачи всеобуча не отрицается, но «эскадра не должна равняться по тихоходам».

2 Предметный набор нужно заново «пересобрать» как систему: каждый учебный предмет должен быть переосмыслен с точки зрения принятых принципов.

3 Финансы: инвестиции в интеллектуальный рост рассматриваются как самые выгодные в долгосрочном плане.

Императив опоры на традицию — это проекция фундаментальной эволюционной закономерности «онтогенез (развитие индивидуальное) повторяет основные этапы филогенеза (развития исторического)». Отсюда важность изучения образовательных систем прошлого и соответствующих общественных дискуссий, глубина которых сильно недооценивается.

Вершина практики прошлого и точка отсчета — гимназическая система русского классицизма (1871–1920), имевшая солидное идейное обоснование и обеспечившая образовательный фундамент для российского интеллектуального взрыва начала XX в. и для последующих проектов — от ГОЭЛРО до атомного и космического .

Второй ориентир — советские физматшколы (адекватный учет научно-технической революции XX в.).
Кроме того, громадная роль ИКТ требует их рационального осмысления с точки зрения задач образования и эффективной интеграции в систему — и как цели, и как средства. В этом отношении предлагается опереться на опыт проекта «Информатика-21».

Выбор предметов должен обеспечить такую подготовку ума, которая «приспособит его с наименьшей затратой сил и времени ... воспринимать те знания, которые ему понадобятся впоследствии» (Ф. Ф. Зелинский) .

Профильность достраивается факультативами, имеющими характер модулей, в том числе по типу популярных циклов лекций. Факультативы могут дополнять основную программу или вводить новые предметы (редко и выборочно).

B. «ТРЕНАЖЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТА»: МАТЕМАТИКА + АЛГОРИТМИКА + ЯЗЫКИ

«Тренаж интеллекта» — аналог т. наз. функциональной подготовки в спорте.
Для данного проекта специализация не стоит на первом месте, и выбор базовых предметов на роль «тренажеров интеллекта» становится ключом ко всей конструкции.
Интеллект — как и мышцы — растет только в ситуации напряжения: базовые предметы должны допускать неограниченный по сложности спектр задач, а также дополнять друг друга в развитии фундаментальных интеллектуальных компетенций.
Следует учесть дуализм «комбинаторика — концептуализация» (стоящий, например, за дуализмом «тактика — стратегия»).
Математика дает огромный запас задач комбинаторного типа, а компетенции концептуализации развиваются на базе словарного и понятийного запаса и начинаются с навыков точной дифференцировки значений слов в зависимости от контекста.

В системе русского классицизма роль «тренажеров интеллекта» была отдана математике и древним языкам.
Мы перераспределяем учебное время в пользу новых языков (прежде всего английского; сохраняя, однако, латынь в разумном объеме, см. ниже), а также добавляем алгоритмику как уникальный практикум и мост как к языковой проблематике, так и в мир IT-технологий.

Математика. В основном сохраняется отшлифованная «киселевская» схема (арифметика-геометрия-алгебра-тригонометрия; минимум 5 часов в неделю).
Новации естественно вводятся через алгоритмику в качестве практикума (элементы вероятности и статистики прежде всего). Это дает более гармоничную общую схему, нежели неизбежно неполноценные попытки дублировать теоретический университетский курс. [Такой практикум допускает элементарную иллюстрацию базовых понятий матанализа через вычислительный численный подход. --ФТ]

Алгоритмика понимается как программирование, очищенное от всего случайного. Тогда она — идеальный мост между математикой и языками: прояснение внешней («что») и внутренней («как») логики программы примыкает, соответственно, к переводу и математическому доказательству.
На этапе 5–7 класса превосходит математику как «тренажер интеллекта» в силу явных сенсомоторных привязок, причем даже при формировании навыков абстракции [имеется в виду организация процедур для логически самостоятельных частей программы --ФТ].
Обеспечивает выход в профессиональные IT-темы и дает пространство для активного практикума по моделированию, новых математических тем вроде теории вероятностей, и т.п.
При правильной методической поддержке уже за два-три часа в неделю в компьютерном классе с 5 по 11 классы можно освоить впечатляющий объем материала.

Языки. Главную роль играет чтение и письменный перевод образцовых текстов возрастающей сложности (треть учебного времени). Ближайшая задача — расширять словарный запас (что в рамках коммуникативного подхода невозможно);
сверхзадача — сделать чтение на иностранных языках привычной рутиной.

Новые языки. Английский — 5 часов в неделю; один из новых языков на выбор (французский, немецкий, испанский, итальянский) — 4 часа в неделю. Дополнительные модули могут быть посвящены знакомству с языками дальневосточных цивилизаций и др.

Латынь в виде традиционного курса умеренного объема (до 4 часов в неделю) сохраняет актуальность как
(1) основа мировой научно-технической лексики;
(2) историческое введение в современные европейские языки;
(3) ключ ко всей европейской цивилизации (гражданский и частный этос, основы права, логики и др.);
(4) основной интеллектуальный тренажер в гуманитарной области.

В последнем отношении латынь в школе заменить просто нечем (во всяком случае, это не удалось марксизму).

Возражения против латыни обычно исходят от людей, не видевших учебника латыни и не владеющих иностранными языками на серьезном уровне.

Искусственно лишать подрастающий «интеллектуальный спецназ» доступа к такому кладезю премудрости, каким является курс латыни, в том возрасте, когда юный мозг способен впитать ее как губка, — непростительно.

C. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ БЛОК: ФИЗИКА + ХИМИЯ + БИОЛОГИЯ

Если предметный блок «тренажеров интеллекта» ориентирован на развитие интеллекта per se,
то естественнонаучный блок формирует компетенции для интерфейса интеллекта с внешним миром.
Здесь нет смысла делать второе, ослабленное издание математики: догматически преподаваемые знания не складываются в систему.

Учебный фокус (суммарно 7–8 часов в неделю) — на предметах, формирующих понимание того, что такое научный подход: экспериментальное исследование, достоверное знание, объективный закон (для множества, например, даже IT-специалистов эти понятия — немногим более, чем пустой звук).

Поэтому три основных предмета этого блока — физика, химия, биология — должны преподаваться по возможности в форме лабораторных практикумов.
А где реальный практикум слишком дорог — с использованием средств мультимедиа.
Практикумы могут переходить в проектную деятельность (реальный пример: изучение микроклимата школы с практическими рекомендациями [из опыта Троицкого лицея --ФТ]).

Обсуждаемая идеальная школа могла бы послужить полигоном разработки простых, но по-возможности наглядных и впечатляющих лабораторных пособий, подходящих для тиражирования во всеобуч.

Для отбора материала для курсов предлагаются следующие два принципа:

Принцип «прагматической фундаментальности». Принимая тезис «всё можно найти в интернете», следует спросить: а как в списке ссылок, который выдала поисковая система, выбрать нужные?
В основе всех алгоритмов поиска — операция сравнения. С чем нужно сравнивать список? — Вот это, в сущности, и будут фундаментальные знания.
Еще два века назад закон сохранения энергии эффективно применялся Французской Академией, чтобы отсеивать прожекты недоучек и шарлатанов.

«Человек — мера всех вещей» — этот античный принцип позволяет расставить приоритеты при выборе материала для включения в школьную программу (например, рычаги, трение и электричество должны быть полноценно прочувствованы, а квантовая гравитация — лишь упомянута).
И он же требует, чтобы общие теории и законы были представлены, насколько возможно, через примеры, выводящие на реальную жизнь.

Физика, химия. Для физики и химии имеются богатые учебные лабораторные практики (можно кое-что позаимствовать и из университетских практикумов), задача лишь сделать отбор в соответствии с двумя принципами.

Биология как предмет в школе «интеллектуального спецназа» имеет две отчетливые референтные точки:
(1) теория эволюции (вплоть до биологических основ социального поведения в общем духе «Взаимной помощи...» П.А.Кропоткина);
(2) здоровый образ жизни.

Резать лягушек на уроках, наверное, не обязательно, но арсенал микроскопов-препаратов-чашек Петри в идеальной школе определенно нужен, как и ботанический мини-сад и мини-зверинец, устроенные таким образом, чтобы максимально облегчить их использование в качестве «учебных пособий».

География не обсуждается, так как стандартный курс если и нуждается, то только в методической шлифовке.

D. ГУМАНИТАРНЫЙ БЛОК

Русская словесность — 4 часа в неделю. Русский язык и литературу целесообразно интегрировать, учитывая, что грамотность создается прежде всего культурой чтения, а не правилами, а общая грамматика будет усвоена в рамках изучения иностранных языков.
Не ставится задача познакомить учеников со всей историей русской литературы;
отбираются классические образцы, безупречные с точки зрения языка.
Воспитательно-эстетическая функция.

История — 2–3 часа в неделю. Задачи понимания исторических процессов перед историей как школьным предметом не ставятся — прежде всего потому, что они очень сложны и непосильны даже для взрослых. Как и словесность, история имеет прежде всего воспитательно-эстетическую функцию, одновременно интегрируя знания (точнее, фрагменты знаний) по истории словесности, искусства, науки и т. д.

Школьный театр имеет смысл особо выделить как отдельный гуманитарный модуль, поскольку различные виды театрализованных представлений имеют глубокие антропологические корни.
Задачи: 1) развитие памяти; 2) дополнительная тренировка иностранных языков (постановки возможны и на них); 3) навыки проектной деятельности и 4) умение работать в команде. Возможны и конкурсы театральных трупп.

E. ФИЗКУЛЬТУРА И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Физическая культура — именно как культура — под девизом «не нагрузка, а разгрузка».
Индивидуализация программ и отказ от нормативов и оценок; речь не идет о кадетском корпусе и спортшколе, так что физкультура подчинена интеллекту — это ключевое требование.
Занятия происходят в середине дня (ни в коем случае не утром), группы создаются по медицинским показаниям (могут из разных классов, не слишком отличающихся по возрасту).
По два-три раза в неделю — командные игры и оздоровительные комплексы упражнений.

[Замечание ФТ. Физкультура в школе всё-таки требует больше внимания, чем ей уделено в предущем абзаце. Бесспорно, что физическое развитие положительно влияет на развитие интеллекта. Сложные "3-мерные" игры (баскетбол, парный бадминтон и т.п.) напрямую тренируют пространственное мышление и умение играть в команде -- и лидерство, и умение играть "второй скрипкой". Спортивные тренировки (речь об умеренных объёмах) дают также в высшей степени наглядные образцы целенаправленной работы над базовой техникой, что важно для освоения любых новых профессиональных навыков в будущем.
Детишек надо обязательно хорошо научить плаванию (исключительно полезная активность с минимальными нагрузками на суставы), а также беговым лыжам: человек, уверенно чувствующий себя на лыжах в зимнем лесу, будет иметь в нашем климате труднозаменимые возможности активного отдыха зимой.
Кроме того, раз уж речь об интеллектуальном спецназе: невозможно переоценить роль активного отдыха и регулярной физической активности как антистрессорного средства, -- но для этого человек должен быть приучен к такой активности с детства.
Наконец, часть общей культуры следует считать не такое простое умение поддерживать свою физическую форму.
]

Экскурсионная деятельность имеет проектные задачи (напр, посещение Петербурга, Шлиссельбурга, Кронштадта и Ивангорода с целью подготовки путеводителя «Крепости России»).

Ближние экскурсии (походы и т.п.) отрабатывают на практике задачи ОБЖ.

F. УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сбалансированность развития умственных способностей и универсальность интеллектуальной подготовки ученика.

Инновационность заключается в новой комбинации развивающих элементов, передовой проработке предметного содержания, позволяющего в наибольшей степени развить интеллектуальные силы ученика.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА И КВАЛИФИКАЦИИ

Любжин Алексей Игоревич — историк гимназического образования [автор уникальной «Истории русской школы»], д. филол. н., зав. сектором Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. Преподаватель гимназии 1514, подготовил победителей и лауреатов конкурсов «Шаг в будущее», Всероссийских юношеских чтений им. В. И. Вернадского, московского городского Конкурса проектных и исследовательских работ школьников, Российской открытой конференции учащихся «Юность, наука, культура» (г. Обнинск), Московской открытой конференции школьников «НТТМ-Москва’2009».

Ткачев Федор Васильевич — д.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Отдела теор. физики Института ядерных исследований РАН, входит в списки наиболее цитируемых российских ученых по версии портала Scientific.Ru. Преподаватель-консультант (программирование) Фонда новых технологий в образовании «Байтик». Основатель Международного проекта «Информатика-21» (с 2002), ставящего цель построения рациональной системы IT-образования, интегрированной в общую систему образования. Автор лучшей (по отзывам преподавателей) учебной среды для школьных курсов программирования (переводится на языки государств СНГ).

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе