Наука — Школе |
2011-10-07; последние правки: 2014-10-07.
Авторы проекта — профессиональный филолог и профессиональный физик — попытались, опираясь на собственный опыт, а также на изучение истории образования, спроектировать школу «интеллектуального спецназа».
A. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИДЕИ
Системная цель. Среднее образование (5–11 классы) — самое
противоречивое образовательное звено в силу большого числа разнонаправленных
требований. Поэтому нужно четко расставить приоритеты.
Цель, взятая как идеальный ориентир, передается формулой
воспитание элитного «интеллектуального спецназа»,
не уступающего выпускникам царских гимназий (вершина опыта прошлого)
и советских физматшкол (научно-технический опыт XX века).
Футуризм. Проект — попытка в духе «мозгового штурма» наметить реалистичные контуры идеальной школы, обеспечивающей наилучшее приближение к указанной цели. На этом этапе сознательно игнорируется ряд ограничений:
1 Обсуждаемый проект — как и вся эволюция человечества за последний миллион лет — подчинен идее развития интеллекта. И потому ориентируется на 10–20% мотивированных к учебе детей. Важность задачи всеобуча не отрицается, но «эскадра не должна равняться по тихоходам».
2 Предметный набор нужно заново «пересобрать» как систему: каждый учебный предмет должен быть переосмыслен с точки зрения принятых принципов.
3 Финансы: инвестиции в интеллектуальный рост рассматриваются как самые выгодные в долгосрочном плане.
Императив опоры на традицию — это проекция фундаментальной эволюционной закономерности «онтогенез (развитие индивидуальное) повторяет основные этапы филогенеза (развития исторического)». Отсюда важность изучения образовательных систем прошлого и соответствующих общественных дискуссий, глубина которых сильно недооценивается.
Вершина практики прошлого и точка отсчета — гимназическая система русского классицизма (1871–1920), имевшая солидное идейное обоснование и обеспечившая образовательный фундамент для российского интеллектуального взрыва начала XX в. и для последующих проектов — от ГОЭЛРО до атомного и космического .
Второй ориентир — советские физматшколы (адекватный учет
научно-технической революции XX в.).
Кроме того, громадная роль ИКТ требует их рационального осмысления с точки
зрения задач образования и эффективной интеграции в систему — и как цели, и как
средства. В этом отношении предлагается опереться на опыт проекта
«Информатика-21».
Выбор предметов должен обеспечить такую подготовку ума, которая «приспособит его с наименьшей затратой сил и времени ... воспринимать те знания, которые ему понадобятся впоследствии» (Ф. Ф. Зелинский) .
Профильность достраивается факультативами, имеющими характер модулей, в том числе по типу популярных циклов лекций. Факультативы могут дополнять основную программу или вводить новые предметы (редко и выборочно).
B. «ТРЕНАЖЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТА»: МАТЕМАТИКА + АЛГОРИТМИКА + ЯЗЫКИ
«Тренаж интеллекта» — аналог т. наз. функциональной подготовки в спорте.
Для данного проекта специализация не стоит на первом месте, и выбор базовых
предметов на роль «тренажеров интеллекта» становится ключом ко всей конструкции.
Интеллект — как и мышцы — растет только в ситуации напряжения: базовые предметы
должны допускать неограниченный по сложности спектр задач, а также дополнять
друг друга в развитии фундаментальных интеллектуальных компетенций.
Следует учесть дуализм «комбинаторика — концептуализация» (стоящий,
например, за дуализмом «тактика — стратегия»).
Математика дает огромный запас задач комбинаторного типа, а компетенции
концептуализации развиваются на базе словарного и понятийного запаса и
начинаются с навыков точной дифференцировки значений слов в зависимости от
контекста.
В системе русского классицизма роль «тренажеров интеллекта» была отдана
математике и древним языкам.
Мы перераспределяем учебное время в пользу новых языков (прежде всего
английского; сохраняя, однако, латынь в разумном объеме, см. ниже), а также
добавляем алгоритмику как уникальный практикум и мост как к языковой
проблематике, так и в мир IT-технологий.
Математика. В основном сохраняется отшлифованная «киселевская» схема
(арифметика-геометрия-алгебра-тригонометрия; минимум 5 часов в неделю).
Новации естественно вводятся через алгоритмику в качестве практикума (элементы
вероятности и статистики прежде всего). Это дает более гармоничную общую схему,
нежели неизбежно неполноценные попытки дублировать теоретический университетский
курс. [Такой практикум допускает
элементарную иллюстрацию базовых понятий матанализа через вычислительный
численный подход. --ФТ]
Алгоритмика понимается как программирование, очищенное от всего
случайного. Тогда она — идеальный мост между математикой и языками: прояснение
внешней («что») и внутренней («как») логики программы примыкает, соответственно,
к переводу и математическому доказательству.
На этапе 5–7 класса превосходит математику как «тренажер интеллекта» в силу
явных сенсомоторных привязок, причем даже при формировании навыков абстракции
[имеется в виду организация процедур для логически
самостоятельных частей программы --ФТ].
Обеспечивает выход в профессиональные IT-темы и дает пространство для активного
практикума по моделированию, новых математических тем вроде теории вероятностей,
и т.п.
При правильной методической поддержке уже за два-три часа в неделю в
компьютерном классе с 5 по 11 классы можно освоить впечатляющий объем материала.
Языки. Главную роль играет чтение и письменный перевод образцовых
текстов возрастающей сложности (треть учебного времени). Ближайшая задача —
расширять словарный запас (что в рамках коммуникативного подхода невозможно);
сверхзадача — сделать чтение на иностранных языках привычной рутиной.
Новые языки. Английский — 5 часов в неделю; один из новых языков на выбор (французский, немецкий, испанский, итальянский) — 4 часа в неделю. Дополнительные модули могут быть посвящены знакомству с языками дальневосточных цивилизаций и др.
Латынь в виде традиционного курса умеренного объема (до 4 часов в неделю)
сохраняет актуальность как
(1) основа мировой научно-технической лексики;
(2) историческое введение в современные европейские языки;
(3) ключ ко всей европейской цивилизации (гражданский и частный этос, основы
права, логики и др.);
(4) основной интеллектуальный тренажер в гуманитарной области.
В последнем отношении латынь в школе заменить просто нечем (во всяком случае, это не удалось марксизму).
Возражения против латыни обычно исходят от людей, не видевших учебника латыни и не владеющих иностранными языками на серьезном уровне.
Искусственно лишать подрастающий «интеллектуальный спецназ» доступа к такому кладезю премудрости, каким является курс латыни, в том возрасте, когда юный мозг способен впитать ее как губка, — непростительно.
C. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ БЛОК: ФИЗИКА + ХИМИЯ + БИОЛОГИЯ
Если предметный блок «тренажеров интеллекта» ориентирован на развитие
интеллекта per se,
то естественнонаучный блок формирует компетенции для интерфейса интеллекта с
внешним миром.
Здесь нет смысла делать второе, ослабленное издание математики: догматически
преподаваемые знания не складываются в систему.
Учебный фокус (суммарно 7–8 часов в неделю) — на предметах, формирующих понимание того, что такое научный подход: экспериментальное исследование, достоверное знание, объективный закон (для множества, например, даже IT-специалистов эти понятия — немногим более, чем пустой звук).
Поэтому три основных предмета этого блока — физика, химия, биология — должны
преподаваться по возможности в форме лабораторных практикумов.
А где реальный практикум слишком дорог — с использованием средств мультимедиа.
Практикумы могут переходить в проектную деятельность (реальный пример: изучение
микроклимата школы с практическими рекомендациями [из
опыта Троицкого лицея --ФТ]).
Обсуждаемая идеальная школа могла бы послужить полигоном разработки простых, но по-возможности наглядных и впечатляющих лабораторных пособий, подходящих для тиражирования во всеобуч.
Для отбора материала для курсов предлагаются следующие два принципа:
Принцип «прагматической фундаментальности». Принимая тезис «всё можно
найти в интернете», следует спросить: а как в списке ссылок, который выдала
поисковая система, выбрать нужные?
В основе всех алгоритмов поиска — операция сравнения. С чем нужно сравнивать
список? — Вот это, в сущности, и будут фундаментальные знания.
Еще два века назад закон сохранения энергии эффективно применялся Французской
Академией, чтобы отсеивать прожекты недоучек и шарлатанов.
«Человек — мера всех вещей» — этот античный принцип позволяет
расставить приоритеты при выборе материала для включения в школьную программу
(например, рычаги, трение и электричество должны быть полноценно прочувствованы,
а квантовая гравитация — лишь упомянута).
И он же требует, чтобы общие теории и законы были представлены, насколько
возможно, через примеры, выводящие на реальную жизнь.
Физика, химия. Для физики и химии имеются богатые учебные лабораторные практики (можно кое-что позаимствовать и из университетских практикумов), задача лишь сделать отбор в соответствии с двумя принципами.
Биология как предмет в школе «интеллектуального спецназа» имеет две
отчетливые референтные точки:
(1) теория эволюции (вплоть до биологических основ социального поведения в
общем духе
«Взаимной помощи...» П.А.Кропоткина);
(2) здоровый образ жизни.
Резать лягушек на уроках, наверное, не обязательно, но арсенал микроскопов-препаратов-чашек Петри в идеальной школе определенно нужен, как и ботанический мини-сад и мини-зверинец, устроенные таким образом, чтобы максимально облегчить их использование в качестве «учебных пособий».
География не обсуждается, так как стандартный курс если и нуждается, то только в методической шлифовке.
D. ГУМАНИТАРНЫЙ БЛОК
Русская словесность — 4 часа в неделю. Русский язык и литературу
целесообразно интегрировать, учитывая, что грамотность создается прежде всего
культурой чтения, а не правилами, а общая грамматика будет усвоена в рамках
изучения иностранных языков.
Не ставится задача познакомить учеников со всей историей русской литературы;
отбираются классические образцы, безупречные с точки зрения языка.
Воспитательно-эстетическая функция.
История — 2–3 часа в неделю. Задачи понимания исторических процессов перед историей как школьным предметом не ставятся — прежде всего потому, что они очень сложны и непосильны даже для взрослых. Как и словесность, история имеет прежде всего воспитательно-эстетическую функцию, одновременно интегрируя знания (точнее, фрагменты знаний) по истории словесности, искусства, науки и т. д.
Школьный театр имеет смысл особо выделить как отдельный гуманитарный
модуль, поскольку различные виды театрализованных представлений имеют глубокие
антропологические корни.
Задачи: 1) развитие памяти; 2) дополнительная тренировка иностранных языков
(постановки возможны и на них); 3) навыки проектной деятельности и 4) умение
работать в команде. Возможны и конкурсы театральных трупп.
E. ФИЗКУЛЬТУРА И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Физическая культура — именно как культура — под девизом «не нагрузка,
а разгрузка».
Индивидуализация программ и отказ от нормативов и оценок; речь не идет о
кадетском корпусе и спортшколе, так что физкультура подчинена интеллекту — это
ключевое требование.
Занятия происходят в середине дня (ни в коем случае не утром), группы создаются
по медицинским показаниям (могут из разных классов, не слишком отличающихся по
возрасту).
По два-три раза в неделю — командные игры и оздоровительные комплексы упражнений.
[Замечание ФТ. Физкультура в школе всё-таки требует
больше внимания, чем ей уделено в предущем абзаце. Бесспорно, что физическое
развитие положительно влияет на развитие интеллекта. Сложные "3-мерные" игры
(баскетбол, парный бадминтон и т.п.) напрямую тренируют пространственное
мышление и умение играть в команде -- и лидерство, и умение играть "второй
скрипкой". Спортивные тренировки (речь об умеренных объёмах) дают также в высшей
степени наглядные образцы целенаправленной работы над базовой техникой, что
важно для освоения любых новых профессиональных навыков в будущем.
Детишек надо обязательно хорошо научить плаванию (исключительно полезная
активность с минимальными нагрузками на суставы), а также беговым лыжам:
человек, уверенно чувствующий себя на лыжах в зимнем лесу, будет иметь в нашем
климате труднозаменимые возможности активного отдыха зимой.
Кроме того, раз уж речь об интеллектуальном спецназе: невозможно переоценить
роль активного отдыха и регулярной физической активности как антистрессорного
средства, -- но для этого человек должен быть приучен к такой активности с
детства.
Наконец, часть общей культуры следует считать не такое простое умение
поддерживать свою физическую форму.]
Экскурсионная деятельность имеет проектные задачи (напр, посещение Петербурга, Шлиссельбурга, Кронштадта и Ивангорода с целью подготовки путеводителя «Крепости России»).
Ближние экскурсии (походы и т.п.) отрабатывают на практике задачи ОБЖ.
F. УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сбалансированность развития умственных способностей и универсальность интеллектуальной подготовки ученика.
Инновационность заключается в новой комбинации развивающих элементов, передовой проработке предметного содержания, позволяющего в наибольшей степени развить интеллектуальные силы ученика.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА И КВАЛИФИКАЦИИ
Любжин Алексей Игоревич — историк гимназического образования [автор уникальной «Истории русской школы»], д. филол. н., зав. сектором Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. Преподаватель гимназии 1514, подготовил победителей и лауреатов конкурсов «Шаг в будущее», Всероссийских юношеских чтений им. В. И. Вернадского, московского городского Конкурса проектных и исследовательских работ школьников, Российской открытой конференции учащихся «Юность, наука, культура» (г. Обнинск), Московской открытой конференции школьников «НТТМ-Москва’2009».
Ткачев Федор Васильевич — д.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Отдела теор. физики Института ядерных исследований РАН, входит в списки наиболее цитируемых российских ученых по версии портала Scientific.Ru. Преподаватель-консультант (программирование) Фонда новых технологий в образовании «Байтик». Основатель Международного проекта «Информатика-21» (с 2002), ставящего цель построения рациональной системы IT-образования, интегрированной в общую систему образования. Автор лучшей (по отзывам преподавателей) учебной среды для школьных курсов программирования (переводится на языки государств СНГ).
Наука — Школе |