CDOoВсDocuments.StdDocumentDescсDocuments.DocumentDescсContainers.ViewDescсViews.ViewDescрStores.StoreDescb(ГсDocuments.ModelDescсContainers.ModelDescсModels.ModelDescсStores.ElemDescт∞' ®'ВсTextViews.StdViewDescсTextViews.ViewDescтR'ГсTextModels.StdModelDescсTextModels.ModelDescт’%Ќ%{ВсTextModels.AttributesDescт4 VerdanaаМР*uйFВсStdHeaders.ViewDescтµђѕлан зан€тий в 5-х классах. “роицкий лицей. 2008-11-15 &;&pі!ИґVerdanaаМРВт .*ИґЉ*uT»ВсTextRulers.StdRulerDescсTextRulers.RulerDescт±£ГсTextRulers.StdStyleDescсTextRulers.StyleDescтZВсTextRulers.AttributesDescт$ £Z®)PSЯoIВт '*PSРВт '*рРнВт 6*рЉe vВт ќ*рР GSYtю€€€+ ЛЎ±–^ яєю€€€§ и ђ*uT»ВтsYГт?Вт$ £ZPSЯo[*uT»ВтYГт?Вт$ £Z®)PSЯo<ю€€€Sю€€€!∆$ Е Lю€€€Ѕ £ы WЬ Б Q€ алендарно-тематическое планирование кружка "»нформатика" дл€ 5-х классов ѕреподаватель Ћ.√. уркина (“роицкий лицей), консультант ‘.¬.“качев (»нститут €дерных исследований –јЌ) “роицкий лицей 15 но€бр€ 2008 г. ѕрограмма зан€тий нацелена на первоначальное формирование следующих фунда≠ментальных компетенций: а)Пќсновна€ компетенци€: первичные навыки алгоритмизации, формиро≠вание абстрактного мышлени€ (оперирование абстракци≠€ми). б)П¬торична€ компетенци€: —тандартные средства редакти≠ро≠вани€ текстов в многооконной среде (промышленный стандарт Mac/Windows). «амечание. Ёта компетенци€ имеет большую само≠сто≠€тельную ценность: от уверенного владени€ этими средствами очень сильно зависит, насколько уверенно чувствует себ€ человек за компьютером. ѕоэтому в приводимом ниже календарно-темати≠чес≠ком плани≠ровании уроков предусма≠триваетс€ последова≠тельное развитие этой компетенции. ’от€ все новые средства редактировани€ ввод€тс€ в нескольких первых уроков, на прот€жении всего курса необходимо обращать внимание на умение учеников достигать результат с минимумом телодвижений. в)П¬ажным побочным результатом €вл€етс€ практическое усвоение целого р€да геометрических пон€тий (углы и их измерение в градусах, "ориентаци€", правильные многоугольники и т.п.). г)П“акже осваиваютс€ первичные навыки работы с файлами (сохранение, открытие документов).  ”рок 1. а) Ќаучитьс€ мен€ть готовую программу, компилировать и запускать. »спользуетс€ пункт меню „ерепашка, Ќачать работу † при этом открываетс€ готова€ программа, которую можно мен€ть, компилировать и запускать. «десь нужно освоить основной цикл разработки программы (изменение программы; Ctrl+K дл€ поиска ошибок и компилировани€; клик по коммандеру с нажатой Ctrl дл€ загруски новой программы (модул€); дальнейшие простые клики дл€ повторного вызова процедуры.  роме того, нужно освоить команду меню „ерепашка, ќчистить рисунок. б) ¬ыделение небольших фрагментов текста (слов и чисел) и их замена (двойной клик дл€ выделени€, печать). ќтмена ошибочного действи€ (Ctrl+Z). ѕримечание. Ќа первых уроках полезно объ€снить, как мен€ть размер и поло≠жение окошек (–абочий журнал в левом верхнем углу; —правка по командам черепашки в левом нижнем; рисунок черепашки в правом верхнем; программа посередине в нешироком окне; в следующей версии школьного пакета окна будут сразу открыватьс€ поудобней). Ќа первых зан€ти€х встает проблема бесцельных манипул€ций с мышкой (дергань€ окон и т.п.). ќт этого надо отучать ("контупер -- очень быстра€, но тупа€ железка, поэтому зр€ "дергать" его не надо, а то не успеешь огл€нутьс€, а он уже наделает дел..."). ” некоторых детей возникают затруднени€ с нажатием комбинаций Ctrl+K, Ctrl+C|V и т.п. ”рок 2. а) —оставление, редактирование и запуск простейших программ линейной структуры дл€ исполнител€ "„ерепашка" (квадрат, пр€моугольник). б) —тандартные средства копировани€/вставки фрагментов текста (Ctrl+C, Ctrl+V). ”рок 3. а) «акрепление навыков составлени€ простейших программ (рисование равно≠сторонних и равнобедренных треугольников, квадратов, правильных п€ти-, шести-, восьми-, двенадцати- ... угольников). б) —охранение/открытие составленных программ с новыми именами. (ƒостаточно сохран€ть документы пр€мо там, где открываетс€ меню ‘айл, —охранить как... ¬ начале можно не мен€ть им€ модул€, а просто задавать новые имена файлов -- урок1 и т.д.) ”рок 4. а) —оставление процедур с расширенным составом команд (изменение цвета рисовани€ фигур), решение задачи рисование пр€моугольника с разноцветными сторонами). б) «акрепление навыков редактировани€ текста. ”рок 5. а) ѕрограмма с несколькими процедурами. ѕон€тие идентификатора (на примере имени процедуры). б)  опирование процедуры целиком. Ћучше сразу приучать к работе с клавиатуры -- это гораздо быстрее. ¬л€ выделени€ и копировани€ целиком строк текста используютс€ клавиши Home (постановка курсора в начало строки), Shift+стрелка вниз (выделение строк), Ctrl+C (копирование в буфер), стрелкой вниз ставим курсор в нужную строку, Ctrl+V дл€ вставки. ѕри работе с мышкой: выдел€ть копируемую процедуру нужно, нацелившись мышкой в самый левый край первой строки процедуры и "прот€гива€" мышкой ровно вниз вдоль кра€ окна, при этом будут выдел€тьс€ строки целиком. ѕри этом дл€ вставки процедуры курсор нужно поставить тоже в самое начало строки. ( оманда Ctrl+H показы≠ва≠ет/пр€≠чет символы табул€ции в виде серых пр€моугольников. »х можно стирать, как обычные литеры.) ”становка атрибутов фрагментов текста (Ctrl+B, Ctrl+I). ∆ирным шрифтом удобно оформл€ть имена в заголовках т.наз. экспортированных процедур. Ќеобходимо обращать внимание на выделение слов (имен) двойным кликом вместо мучительного "прот€гивани€" мышкой. ”роки 6-7. a) »спользование вспомогательных процедур дл€ создани€ составных рисунков (конфигурации из 2х про€моугольников: р€дом, один на другом, встык углами). ѕон€тие пред- и пост-условий процедур (на примере состо€ни€ черепашки). ¬ этих упражнени€х важно сосредоточить внимание учащихс€ на положении черепашки до начала и после окончани€ процедуры рисовани€ одного элемента рисунка (в данном случае пр€моугольника) † независимо от того, что проис≠ходит внутри процедуры. «десь и в дальнейшем часть б) не указываетс€, т.к. идет закрепление уже изученных средств редактировани€. ”рок 8-10. —оставление сложных рисунков из цветных пр€моугольников: крестом, трех-, п€ти-, шестиугольником. јналогичные конфигурации из равнобедренных тре≠уголь≠ников и шестиугольников.  онфигурации типа "шахматна€ доска", "пчелиные соты", ”рок 11. ѕеременные типа INTEGER. »дентификаторы переменных. –аздел локальных пере≠≠менных. ќператор присваивани€, присваивание переменной значени€, заданного числовой константой. »спользование клавиши-помощницы F5 дл€ быстрого набора ключевых слов (i, F5 --> INTEGER). ≈стественна€ мотивировка: переменные сначала ввод€тс€ дл€ простоты изменени€ процедур † чтобы было удобно мен€ть размер, например, квадрата в одном месте. ƒальний прицел † приучить к пон€тию переменной. ”рок 12. «акрепление материала урока 11. Ќабор процедур дл€ тре- или пр€мо- уголь≠ников разного размера, составление рисунков из них (например, треугольник вписан в другой треугольник двойного размера). ”рок 13. ѕараметры типа INTEGER. ≈стественна€ мотивировка: в рисунке может быть множество, скажем, пр€моугольников разных размеров. Ќевозможно вводить особую процедуру дл€ каждого размера. ‘ормат заголовка процедур. «адание значений при вызове процедуры. (Ќа примере квадратов, пр€моугольников с двум€ параметрами, равносторонние треугольники.) ”роки 14-15. «акрепление материала урока 13: составные рисунки с параметризованными элементами (пр€моугольники, треугольники разных размеров). ”рок 16. ѕростейшие арифметические выражени€ (с одной из 4х операций: *, DIV, +, -) † дл€ управлени€ формой и относительным расположением фигур (пр€мо≠уголь≠ник с высотой вдвое выше ширины; наложенные друг на друга пр€моугольники с заданным относительным расположением и т.п.). ”роки 17-18. —очетание выражений и параметров. —оставление рисунков из параметри≠зо≠ван≠ных элементов. "ќкно с переплетом" (используетс€ параметризованный пр€мо≠угольник, и в главной программе дорисовываетс€ переплет). “рехуровнева€ конфи≠гураци€ вписанных друг в друга треугольников. » т.п. ”рок 19. —оздание модул€, компил€ци€, сохранение с заданным именем. (»спользовать простые имена вроде задание7 и сохран€ть модуль в файл с таким же именем в папке Mod.) ≈стественна€ мотивировка: собрать и спр€тать стандартные проце≠дуры в отдельный модуль -"библиотеку", чтобы не мешались под руками. ѕодключение модул€. ¬ызов процедур подключенного модул€. ѕримеры: параметризованные квадрат, пр€моугольник, правильный треугольник, звезда, ... ”рок 20-21. ќператоры повторени€. ÷икл FOR (f, F5 -->: FOR...). ѕон€тие управл€ющей переменной. ≈стественна€ мотивировка: нехорошо повтор€ть много раз руками одни и те же действи€. ѕростые конфигурации из повтор€ющихс€ элементов (штриховые линии с поворотами и т.п.; круги!). ”роки 22-24. ќператоры FOR с вызовом собственных процедур в теле оператора. (ѕолоски из квадратов, "забор из досок"; "солнышко с лучами".) ”роки 25-28. —ложный рисунок на свободную тему (используютс€ циклы, процедуры, переменные). ВсTextControllers.StdCtrlDescсTextControllers.ControllerDescсContainers.ControllerDescсControllers.ControllerDescт ВтaYГт?Вт$ £ZPSЯoВт *PSР ш ш,Ы[ ш@ВсDocuments.ControllerDescт АWs8£јz†ї ј№bШ_Х