Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

14 января 2008. Второе занятие

На втором занятии присутствовало 6 человек (три девочки и три мальчика), из которых только двое (Марина и Влад; см. первый снимок) были на первом занятии:

Никто из них программированию прежде не обучался. Ольга Александровна в основном сосредоточилась на помощи Васе, компьютерный опыт которого минимален.

Остальные пацаны (ниже на снимке Влад и Игорь) 

довольно уверенно натыркали узоров по образцу, который Влад запомнил с первого занятия: процедура из более-менее случайной комбинации 3-4 команд (Идти..., Повернуть...), так что многократные вызовы процедуры без ее изменения производят круговой узор (темное кольцо на экране у Влада).

Вот пример подобной процедуры:

PROCEDURE vvv*;
   VAR
BEGIN
   Идти( 100 ); Повернуть( 30 );
   Идти( 50 ); Повернуть( 170 );
END vvv;

Девять вызовов порождают узор справа. (В теперешней черепашке процедуру можно вызвать кликом по ее имени в заголовке где звездочка.)

После того как пацаны поймут, что они делают (на что, впрочем, потребуется время), следующим шагом просится цикл.

Однако общая осмысленность действий пока повыше была у девочек (на фото Марина, Лиза, Женя):

Марина явила образец собранности, уверенно вспомнив все важное с первого занятия — несмотря на новогодние каникулы. Она же и единственная, кто принес отдельную тетрадку для записей.
(На следующее занятие принести чистые тетради Ольга Александровна наказала всем.)

Лиза, почувствовав, что редактировать текст программы нелегко, сознательно потренировалась в выделении, перетаскивании и размножении фрагментов текста — слов и команд.
Очевидно, тут нужны специальные упражнения. Ведь нужно уверенно запомнить руками не так мало движений (двойной клик для выделения слова, нажимать Ctrl для копирования мышкой, отступы ...). Причем это приемы универсальные. Очевидно, в течение курса нужно по некой системе выполнять какие-то упражнения для уверенного овладением редактированием.

Но неожиданнее всех выступила Женя. Она с полуслова ухватила суть дела и проявила четкое инстинктивное понимание, что такое состояние черепашки и как оно меняется в зависимости от выполняемых команд.

         

Причем и со смыслом команд она разобралась по списку в справке почти без помощи. А это не так уж тривиально, так как и более старшие школьники нередко испытывают род ступора, когда нужно прочесть и понять фрагмент документации. (Надо будет поинтересоваться у нее насчет чтения.)

На экране слева от окошка с рисунком виден список команд черепашки. Примерно так он выглядит на данный момент в текстовом виде (и нуждается в шлифовке):


   ...
   PROCEDURE ЗадатьЦветЛиста (цвет: INTEGER);
   PROCEDURE ПоднятьПеро;
   PROCEDURE ОпуститьПеро;
   PROCEDURE Идти (расстояние: REAL);
   PROCEDURE Перейти (x, y: REAL);
   PROCEDURE Повернуть (наУгол: REAL);
   PROCEDURE ВзятьКурс (азимут: REAL);
   PROCEDURE ВыбратьЦветПера (цвет: INTEGER);
   PROCEDURE ВыбратьЦветПераКЗС (к, з, с: INTEGER);
   PROCEDURE ВзятьТонкоеПеро;
   PROCEDURE ВзятьТолстоеПеро;
   PROCEDURE Показать;
   PROCEDURE Скрыть;
   PROCEDURE Снимок;
   PROCEDURE Ширина (): INTEGER;
   PROCEDURE Высота (): INTEGER;
   PROCEDURE ЗаКраемЛиста (): BOOLEAN;
   PROCEDURE ОпущеноЛиПеро (): BOOLEAN;
   PROCEDURE ГдеX (): INTEGER;
   PROCEDURE ГдеY (): INTEGER;
   PROCEDURE КаковКурс (): INTEGER;
   PROCEDURE КаковЦветПера (): INTEGER;

Правда, с точки зрения собственно программирования Женя действовала хоть и энергично, но незатейливо: домик вырисовывала с помощью процедур с одной командой черепашки; на фото справа под рисунком домика видно, что в теле процедуры — 4я строчка — только одна команда, примерно так:

PROCEDURE jjj*;
   VAR  
BEGIN
   ПоднятьПеро
END jjj;

Тем не менее, самостоятельность и целостный контроль всего проекта с ее стороны впечатлил — тем более, что она самостоятельно поэкспериментировала с командами, прежде чем рисовать домик. Азарт же был таков, что она не ушла, пока не дорисовала свой домик (воспользовавшись тем, что Ольга Александровна обычно остается в компьютерном классе после этого урока). Однако при попытке сохранить работу:

выяснилось, что содержимое с такими усилиями нарисованной картинки не сохраняется — сохраняется лишь текст процедуры. Но так как идея попытаться сохранить работу пришла в голову не Жене, то она и не расстроилась. Зато Ольга Александровна получила хороший аргумент, чтобы убедить Женю, почему на следующем занятии нужно будет закодировать рисунок целиком в единственной процедуре. 

Выводы

Явно нужны специальные упражнения на освоение клавиатуры и редактирование. Начинать только с этого в факультативной группе нехорошо — народ заскучает и разбежится. Но это нужно: без уверенного владения клавиатурой и мышью управлять компьютером нельзя.
Есть ли какие-то наборы упражнений на эту тему?
Мнение О.А.: Стандартные тренажеры — решение неудачное.
То, как поупражнялась Лиза, выглядит ближе к тому, что нужно, но этого слишком мало.

Комплект Черепашки в текущем виде ощутимо громоздок для первых занятий. В самой черепашке есть глюки (не работает установка цвета; даже если info21 просто чего-то не понял в беспокойной обстановке компьютерного класса, это все равно глюк — глюк дизайна).

"Въезжание" в Черепашку и ориентация в ней "спотыкает" человека с хорошим опытом работы на стандартном ББ — многовато новых "свистулек и бубенцов", глубокая польза которых не очевидна. 
Ясно, что в дальнейшем при переходе на стандартное программирование в ББ все время придется что-то дообъяснять. Надо бы как-то тут все сгладить.

Надо бы больше цветных пятен, особенно для девочек.
В целом, видимо, нужен некий упрощенный гибрид Черепашки и модуля эмуляции графики Турбо Паскаля из первого школьного комплекта Блэкбокса.

Девочки пока показывают в сумме больше толковости, чем мальчики. Что бы это значило :-)

Элементы аналитической геометрии из этих черепашек прямо-таки прут. Интересно, куда это заведет лет через 50.

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе