Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

2007-08-23

Управление образования Витебского облисполкома
Учреждение образования
«Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО»

Компьютерные исполнители 
в среде программирования BlackBox

Программа факультативных занятий для учащихся начальной школы учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 12-летним сроком обучения
Витебск, 2007

Авторы-составители:

Кондратович Александр Борисович
Шакель Павел Антонович, учитель информатики Браславской государственной гимназии.

Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями планирования своей деятельности, поиска информации, необходимой для решения поставленной задачи, построения информационной модели исследуемого объекта или процесса, эффективного использования новых технологий. Такие умения необходимы сегодня каждому человеку. Поэтому важнейшей задачей обучения информатике является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления. Сложность поставленной задачи заключается в необходимости развития мышления и творческих способностей детей путем увлекательного, интересного, а главное доступного изложения знаний о мире.
Отметим некоторые характерные особенности логических задач.
Прежде всего, для логических задач характерно то, что вычисления, если они вообще есть, имеют вспомогательный характер. Главное в решении логических задач – это корректные рассуждения, то есть, цепочка суждений, ведущая от исходных данных к искомому результату. Кроме того, логические задачи, как правило, носят занимательный характер.

Цель курса: пропедевтика и развитие основных понятий алгоритмизации; формирование различных видов мышления: образного, логического, алгоритмического.

Задачи курса:
 формирование представления об этапах решения задачи;
 формирование умения формализации задачи;
 формирование умения использовать возможности исполнителя для решения задачи;
 формирование алгоритмического стиля мышления;
 развитие логики рассуждения;
 побуждение учащихся к активности и самостоятельности;
 развитие познавательных способностей учащихся.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация компьютерных презентаций. Изучение курса предполагает постоянную практическую деятельность по решению задач, разработке алгоритмов, написанию, тестированию и отладке программ. Поддержку практической части курса могут обеспечить интерактивные обучающие и учебно-контролирующие компьютерные программы. Игровые формы будут способствовать формированию интереса и созданию положительного эмоционального отношения детей к работе. В курсе можно использовать компьютерные игры развивающего характера.
Решение логических задач с помощью компьютера поддерживается применением любого программного продукта, позволяющего визуализировать процесс логического решения задачи и несложного для использования его учащимися.

Курс рассчитан на 136 часов, которые распределяются следующим образом:
I класс — 34 часа (1 час в неделю)
II класс — 34 часа (1 час в неделю)
III класс — 34 часа (1 час в неделю)
IV класс — 34 часа (1 час в неделю)

Содержание

От задачи к алгоритму

Как человек научился решать задачи. Исторический экскурс. Наиболее известные задачи и их решения.

Задачи с числами. Задачи на вычисления, решаемые с конца. Последовательности. Закономерности в последовательностях. Цепочки закономерностей. Поиск и анализ цепочек закономерностей. Числовые ребусы.

Логическая возможность.

Логические рассуждения. Логические задачи. Задачи, решаемые методом исключения с применением таблиц.

Задачи алгоритмического характера. Задачи на затруднительные положения
Задачи на переправы: «волк, коза, капуста»; «рыцари и оруженосцы»  и т.п. Задачи на переливания,  делёж чего-либо и т.д. Общий способ решения задач на дележи. Задачи о взвешивании монет.
Особенности задач алгоритмического характера. Задачи на выбор стратегии.

Формальная сторона задачи.
Задача. Этапы решения задачи. Формализация задачи. Интерпретация результатов.

Алгоритмы и исполнители

Управление исполнителем. Алгоритм и исполнитель, среда исполнителя BlackBox Lab. Синтаксис области задачи. Выполнение команд. Ошибки компилирования. Сохранение программ, открытие файлов.

Линейные алгоритмы.
Робот. Основные команды Робота. Линейный алгоритм. Создание обстановок для  Робота. Изменение обстановки посредствам команд Робота.
Черепашка.  Основные команды Черепашки. Линейный алгоритм. Простейшие рисунки.
Доска для записей. Работа с доской для записей. Вывод информации на доску для записей. Понятие величины.
Использование Робота, Черепашки и доски для записей.

Алгоритмы с повторением и ветвлением.
Черепашка.  Команды повторения. Алгоритмы с повторением. Величины. Рисование всевозможных фигур.
Робот. Логические условия. Команды повторения. Алгоритмы с повторением. Измерение температуры и радиации. Работа с доской информации.
Команда ветвления. Простые условия и сложные условия. Алгоритмы с ветвлением.
Алгоритмы с ветвлением и повторением.

Ожидаемые результаты

Изучение факультативного курса «Алгоритмика» позволит учащимся:
иметь представление:
• об этапах решения задачи, приемах решения логических задач;
• об алгоритме как строгой последовательности решения задачи в виде шагов, которые понятны исполнителю и могут быть им выполнены;
• о системе программирования BlackBox;
овладеть способами деятельности, которые позволят:
• анализировать исходные данные задачи;
• описать алгоритм на естественном языке;
• использовать возможности подсистемы BlackBox Lab для решения задачи для компьютерных исполнителей.

Рекомендуемая литература:

1. Бахтина, Т. П. Раз задачка, два задачка / Т. П. Бахтина. — Минск: Асар, 2000. — 224 с.
2. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2003. — 93 с.
3. Гайштут, А. Г.  Математика в логических упражнениях / А. Г. Гайштут. — Киев: Рад. шк., 1985. — 193 с.
4. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки. М.: Мирос, 1995. – 128 с.
5. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика: задачи на смекалку. М.: Просвещение, 2001. – 96 с.
6. Левитас Г. Г. Занимательная математика, 1 – 5 классы. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 364 с.
7. Шапиро, С.И. Решение логических и игровых задач. /С. И. Шапиро. – М.: Радио и  связь, 1984 – 153 с.
8. Вабішчэвіч, С.В. Асновы алгарытмізацыі: Лабараторны практыкум. У 2-х ч. – Ч.1. / С.В. Вабішчэвіч, А.Ц. Кузняцоў. – Мн.: БДПУ, 1999. – 76 с.
9. Кузняцоў, А.Ц. Асновы алгарытмізацыі: Лабараторны практыкум. У 2-х ч. – Ч.2: Алгарытмічныя мовы Кумір і Інтал / С.В. Вабішчэвіч, А.Ц. Кузняцоў.  – Мн.: БДПУ, 2000. – 44 с.
 

Ссылки:

1.  http://informatika-21.su – сайт проекта Информатика-21
2.  http://oberoncore.ru – BlackBox в России
3.  http://oberon2005.oberoncore.ru - Европейский центр программирования.
4.  http://wiki.oberoncore.ru
5.  http://forum.oberoncore.ru

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе