Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

2005-09-19

Прошел первый день московской конференции. Trurl сообщил, что первая половина была совершенно мрачная (как и следовало ожидать из программы).

После обеда на сцену высадили Вирта и Гуткнехта (бедняги... полдня сидеть на виду у публики и выслушивать дребедень с умными лицами; впрочем, Гуткнехту явно трудно было держать фэйс чемоданом). Сначала хорошо упитанный мужчина в цвете лет расписывал образовательные программы Microsoft. Слово "маркетинг", конечно, не употреблялось, и можно даже было иногда подумать, что голодные преподаватели сотрудничают с MS от чистого энтуазизма. От вопроса прямым текстом со второго ряда ("В каких еще странах правительства разрешают MS проводить столь широкомасштабный маркетинг в рамках национальных систем образования?"), докладчик ушел зигзагами, прикинувшись дурачком ("Что вы имеете в виду? .. У нас соглашения во всех странах" и т.п.) Во время перерыва на кофе некоторые люди откровенно не могли нарадоваться, что такие вопросы задаются. Кстати, доклад представителя SAP был вполне корректный (правда, безумно скучный), а докладчик от Intel прямо заявил, что их научно-образоват. программы никак не связаны с маркетингом их продуктов. "Benevolent giant".

Вирт доложился очень хорошо -- про то, как разные фичи в языках сначала казались супер, а потом уходили в мусор. Пересказывать невозможно. У Гуткнехта доклад был, пожалуй, слишком технический (concurrency в Zonnon'е): успеть понять демонстрируемый код не смог даже Trurl, но мы согласились, что как-то хочется, чтобы попроще было. (На Oberon Day @ CERN его доклад был гораздо лучше.)

Наконец, вечером был "круглый стол" по поводу выбора языка программирования для преподавании. Стол был перед доской, за ним лицом к залу сидели люди, названные "участниками круглого стола" (см. список в программе). Среди них был единственный участник Информатики-21 -- Вирт. В переполненном зале сидели и стояли зрители -- в основном (хотя не только) студенты, причем больше, мне показалось, младших курсов. Вокруг меня были 2-курсники. В содержательном плане мероприятие можно суммировать одним словом: словоблудие на темы важна ли нотация, нужен ли специальный учебный язык, можно ли использовать индустриальные языки. Биллиг просто рекламировал книжки, которые он перевел. Еще некто рекламировал Аду. Сухомлин подолгу гнал какую-то откровенную булду. Не то философ, не то математик с большой бородой и в зеленом свитере из Ижевска (кажется) играл роль, похожую на клоуна (прошу прощения за резкость, но по-другому квалифицировать его перформансы не могу). Никто из них, вполне очевидно, понятия не имел -- и, вполне очевидно, не хотел иметь -- про Оберон, хотя бородач слово употребил.

Порадовало, что 2-3 молодых человека из зала попытались поставить вопросы ребром (в том числе представитель Тульского ун-та, насчет школьного образования), но все равно все было сведено к базару. В целом Оберон был упомянут раз пять, Вирт пытался при каждом подходящем поводе (а их у него было немного) заговорить про Оберон, но явно стеснялся заводить длинный рассказ (в Питере он уже стеснялся, мол, получается маркетинг). Можно добавить, что июньский доклад Информатики-21 дает системный ответ практически на весь комплекс вентилировавшихся вопросов.

Гуткнехт ближе к концу не выдержал, и ни к селу, ни к городу предложил $1000 любому, кто предъявит задачу, которую можно решить на C++, но нельзя на Обероне. Дал и адрес: gutknecht@gmail.com.

Молодежь в целом так и не поняла, об чем был весь спич. ("Вирт же сказал, что Оберон -- это какая-то операционная система.") Побудить их задать вопрос "Тут все упоминается Оберон: что же это, блин, такое то?" не удалось. (Скучавший, но активно фотографировавший происходящее многоопытный препод С.З.Свердлов прокомментировал, что заставить их что-то сделать можно только под угрозой зачета. Они захихикали и закивали.) Впрочем, один студент вполне серьезно полюбопытствовал серьезными проектам на Паскале, сразу "клюнул" на Компонентный Паскаль ("а че это за Паскаль такой неизвестный?"), и немедленно получил, конечно, CD. info21 особо не высовывался (для этого понадобилось бы "подавить" председателя, что в сей день было решено нецелесообразным), но рассовал студентам два десятка дисков.

После окончания официальной части к Вирту за автографами и для фотографирования выстроилась длиннющая очередь. Совали всё, на чем можно расписаться. На сторублевке он расписываться категорически отказался, но выдрал откуда-то листок и расписался там. Одна девушка-второкурсница автографы придумала ставить в студбилет, в узких полях; но у Вирта подпись маленькая, легко поместилась, а у Гуткнехта витиеватая и размашистая -- не знаю, чем дело кончилось, т.к. Вирт попросил его сфотографировать с другой девушкой. Последними фотографировались с Виртом орловцы -- новые участники Информатики-21. У них, оказывается, не только образовательные прожекты идут с Блэкбоксом... Крутые ребята :-) Вот еще фотка: в середине старожил оберонизма Алексей Недоря.

Гуткнехта тем временем зажал в угол специалист по авионике, сказавший насчет своих самолетов только, что они у него "настоящие". Вирт с ним радостно обменялся авиационными впечатлениями. Потом пришла тетенька закрывать зал (время приближалось к 22). Вирта увез Руслан, а Гуткнехт в гостиницу попер в сопровождении info21 пешком (любит он много ходить), по пути восхищаясь подсветкой Главного здания МГУ. И вправду эффектно.

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе