Наш Институт является одним из лидеров нейтринных исследований в мире. В Институте работают уникальные установки:
- Троицк ню-масс, на которой впервые была определена верхняя граница массы 2.05 эВ электронного антинейтрино в прямом измерении электронного спектра в бета распаде трития. Эти результаты побудили создание в Германии эксперимента KATRIN такого же типа, но большего масштаба, для продвижения в область меньших масс нейтрино. В настоящее время установка Троицк ню-масс используется для исследования важных для KATRIN плазменных эффектов, а также для поиска гипотетического стерильного нейтрино.
- Баксанский подземный сцинтилляционный телескоп, на котором впервые были зарегистрированы нейтрино от взрыва сверхновой SN1987a. В настоящее время этот телескоп в составе всемирной сети телескопов участвует в мониторинге возможных потоков нейтрино от взрывов свехновых в ближайших галактиках. В комплексе с нагорной установкой Андырчи телескоп используется для поиска источников космических частиц высоких энергий.
- Баксанский галлий-германиевый нейтринный телескоп в совместном советско-американском эксперименте SAGE, как и европейский эксперимент GALLEX, впервые измерил величину основного потока солнечных нейтрино. Эти результаты явились первым прямым доказательством термоядерной природы солнечной энергии. Полученные данные, с учётом эффекта Михеева-Смирнова-Вольфенштейна (первые двое были сотрудниками нашего Института) для распространения нейтрино в веществе Солнца, были одним из основных доказательств существования эффекта осцилляций нейтрино. С помощью Баксанского галлий-германиевого нейтринного телескопа продолжается актуальный мониторинг термоядерной активности внутренней части Солнца, предсказывающий стабильность солнечного излучения в ближайшие тысячи лет.
- BEST – новая подземная установка, строящаяся в Баксанской нейтринной обсерватории для поиска стерильного нейтрино.
- Уникальная подземная низкофоновая лаборатория Баксанской нейтринной обсерватории с установками для исследования редких распадов различных элементов с участием нейтрино.
- Байкальский глубоководный нейтринный телескоп предназначенный для исследования природных потоков частиц сверхвысоких энергий. В отличие от известной установки IceCube в массиве льда Антарктиды, Байкальский телескоп может наблюдать события в наиболее интересной области небесной сферы - центральной части нашей Галактики. В настоящее время Байкальский телескоп, с целью повышения чувствительности, наращивает свой детектирующий объём до масштаба кубического километра.
- LVD – детектор большого объёма, - сооружён в подземном туннеле в Гран Сассо, Италия, при решающем вкладе учёных нашего Института. На предыдущей версии детектора - LSD российско-итальянской группой впервые были зарегистрированы нейтрино высоких энергий с некоторой задержкой по времени от взрыва сверхновой SN1987a. Полученные данные позволили уточнить модель взрыва сверхновой как вращающегося коллапсара и согласовать её с измеренными параметрами нейтрино. Детектор LVD был использован в экспериментах по определению параметров нейтринных осцилляций в пучке нейтрино из CERN в Гран Сассо, по определению параметров мюонов, рождающихся в окружающей породе и атмосфере под воздействием частиц высоких энергий. В настоящее время этот детектор включён в сеть мониторинга нейтрино от взрывов сверхновых.
- Нейтринный сцинтилляционный детектор КОЛЛАПС был сооружён сотрудниками нашего Института в соляной шахте в г.Артёмовск в Украине. В настоящее время этот детектор продолжает набор экспериментальных данных и включён в сеть мониторинга нейтрино от взрывов сверхновых.
- Учёные нашего Института активно участвуют в международном эксперименте GERDA по поиску безнейтринного двойного бета распада, в подземном туннеле в Гран Сассо, Италия. Проведена вторая фаза эксперимента, достигнут рекордно малый уровень внешнего фона и определена новая верхняя граница периода полураспада. Для повышения чувствительности наращивается детектирующий объём кристалла.
- Учёные нашего Института активно участвуют в других международных экспериментах, связанных с нейтрино: исследование нейтринных осцилляций в T2K, Япония и NOvA, США; исследования космических лучей в Telescope Array, Tunka, Prizma и др.