 |
ИНФОРМАТИКА-21
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (с 2002 г.)
|

Почетный консультант проекта
автор легендарного Паскаля и революционного Оберона
Никлаус Вирт
Приветствие
*Интервью 2005
(pdf),
on-line
Визит в Россию 2005
50 лет Паскаля
|
Информация
и новости проекта:
Лента
новостей2020-05-02
—
канал
в Yandex Zen — дубль
в ЖЖ
Литература
—
Форум
—
Ресурсы
— Видео-встречи
Блэкбокс
э-почта: info21@inr.ac.ru
— контакты
Поиск по сайту:
Примеры запросов:
установка оберон
Никлаус Вирт
|
Получение
Блэкбокса (скриншот,
ещё,
ещё,
ещё)
«...
школьная сборка — это блестящая работа — лучше я еще не видел.
Для меня главное, что показан путь, каким и мне надо двигаться в
рамках моих учебных дел.
Это очень ценно и для развивающихся учителей: они
сами будут достраивать <сборку> в нужном
направлении.
Никаких специальных институтов не
нужно.» источник |
«Info21, скачал
вашу сборку и как в сказку попал ...
Ввод через любое выделение в документе, дружелюбная гипернавигация, <ключевые>
слова <можно писать> на русском, мастер нового
приложения с подсказками ...»
источник |
Проект Информатика-21 оттолкнулся от
спецкурса на физфаке МГУ (с февраля 2001 г.) и
занятий в Троицком лицее (с осени
2001 г.) и вышел в Сеть в
сентябре 2002 г., сразу вызвав горячий
интерес самой постановкой задачи.
Проект координирует усилия специалистов науки,
образования, аэрокосмической промышленности и IT-индустрии
по упорядочению
преподавания программирования и информатики на основе достижений
Науки.
Существует объективная необходимость серьёзного обучения
основам программирования обширной категории программистов-«непрофессионалов»
— инженеров и ученых всевозможных специальностей и др. трудящихся,
для которых компьютинг стал рабочей рутиной (ср.
здесь).
Сделать
такое обучение по-настоящему эффективным затруднительно при существующем хаосе в преподавании IT-дисциплин.
Хаос объясняется давлением рыночных
интересов и неизбежной для такой
новой области мифологией при ещё слабой образовательной
традиции, не дающей надёжных ориентиров.
Но это не значит, что ориентиров вообще нет.
|
|
Возможность преодоления хаоса в преподавании IT-дисциплин
вытекает из того обстоятельства, что в
IT-индустрии сложился некоторый консенсус
относительно базового набора средств программирования общего назначения.
Такой базовый набор впервые — и в наиболее чистом виде — был представлен в
Системе
Оберон (Н.Вирт и Ю.Гуткнехт, с 1988)
и получил фактическое признание индустрии в популярных Java (Sun, 1995), C#
(Microsoft, 2000), Go (Google,
2009).
Реализация Оберона, учитывающая большой практический опыт и
известная как
Компонентный Паскаль
— это современный наследник заслуженного Паскаля по прямой линии
(в отличие от множества «бастардов», цепляющихся за легендарный бренд
посредством «совместимости» со всеми дефектами старого языка).
Оберон/Компонентный Паскаль
шлифовался сорок лет
(а если учитывать Алгол-60, то и все пятьдесят) без
оглядки на конъюнктурные соображения. Достигнутое в
результате высочайшее качество делает его практически идеальной нотацией для
курсов основ программирования, достойной занять место рядом с теоремой Пифагора
и стихами Пушкина.
Соответствующая мощная
бесплатная система программирования
Блэкбокс адаптирована для работы в
распространенных операционных средах.
В силу своего минимализма, низкого
порога вхождения и уникальной гибкости, достигнутой благодаря
совершенной компонентной архитектуре, Блэкбокс лучше других платформ удовлетворяет
крайне жестким
требованиям, объективно возникающим в системе образования. |
|
Проект Информатика-21 ставит конкретной целью
пропаганду и внедрение в систему
образования Оберона/Компонентного
Паскаля как
практически идеальной единой платформы для обучения
программированию и
информатике самых широких контингентов учащихся.
На такой платформе учащихся можно провести от самых первых шагов (5-й
класс; см. репортаж)
до курсов по архитектуре ПО и построению компиляторов (3-4-й курсы
университета), сосредоточившись на ключевых идеях и
компетенциях.
При этом исключаются потери дефицитнейшего учебного времени
на переучивание и на борьбу со множеством случайных «фич» (читай, «граблей») разношёрстного
промышленного инструментария.
Такой стержень основных курсов может служить опорой для гибкой системы
эффективных специальных курсов, сфокусированных на изучении
особенностей промышленных систем.
В итоге можно было бы говорить о настоящей
системе
IT-образования. Такая система естественно дополняла бы уникальную
российскую систему математического образования. |
|
В идеологии Оберона программирование — это форма взаимодействия
человека с компьютером, естественно возникающая при решении сложных задач.
Поэтому здесь предельно понижен
порог вхождения в программирование за счет
тщательного проектирования и очистки ядра системы от архаических, второстепенных
или узкоспециальных «фич» и всевозможных «завлекалочек», которыми перегружены
мейнстримные системы.
С
другой стороны, настоящим подарком оказывается
текстоориентированный интерфейс
— когда любой фрагмент любого документа в открытом окне может
служить аналогом командной строки и,
главное, источником входных
данных для программы. Это существенно облегчает создание тестовых наборов
данных; учебный ввод-вывод; изучение работы с последовательностями данных;
наконец, манипуляции с данными, характерными для обработки лабораторных
данных (физика, химия, эконометрика ...).
Во
всём этом — коренная причина преимуществ Оберонов
как при обучении программированию,
так и при его использовании, особенно программистами-«непрофессионалами».
|
Профессионалу достаточно недели, чтобы начать продуктивно работать на
Блэкбоксе.
Обычно вызывает удивление тот факт, что для этого не требуется
штудировать толстые «мануалы» — достаточно документации в самом Блэкбоксе.
Самый полный комплект инструкций для начинающих содержится в
школьной сборке Блэкбокса. |
Вместо встраивания «фич» на все случаи жизни
(что всё равно недостижимо), упор в Оберонах сделан на возможность безболезненного
и неограниченного расширения системы самим
пользователем.
В частности, Блэкбокс позволяет
преподавателю, подбирающему методику для конкретной аудитории,
не только менять или добавлять модули для учебных целей (ср.
«мини-среды»), но и прямо в
классе, без перезапуска ученических Блэкбоксов менять конфигурацию, меню и даже сообщения компилятора.
Пример чрезвычайной гибкости такого подхода — полностью русифицированная
конфигурация Блэкбокса (не только меню и сообщения компилятора, но и
ключевые слова на родном языке).
Такая конфигурация создана на основе
опыта работы с самыми младшими программиста (см. также
обсуждение;
ср. пробный перевод учебной сборки на кабардинский язык
для самых младших программистов).
|
Учебные сборки Блэкбокса
 |
|
Проект «Информатика-21»
как ресурс инновационного развития и эффективного
импортозамещения:
Оберон на
Ростовской АЭС
Оберон в БПЛА
Оберон
в энергетике
Оберон
в агропроме |
|
Речь идет об административно-организационной и материально-финансовой поддержке
различных частей проекта. Список дан в хронологическом порядке, для
объективности.
|
- Oberon microsystems

Приносим
благодарность Главному программному архитектору Oberon microsystems
Вольфгангу Веку (Dr. Wolfgang Weck) за блестяще выполненную специально
для данного проекта модификацию компилятора и системы Блэкбокс с целью
поддержки кириллицы в идентификаторах и документах системы.
Быстрота и качество модификации — свидетельство
высшей квалификации специалистов Oberon microsystems, а также качества и гибкости их программной продукции.
Партнёры проекта:
|
- C.D.Parr, К.Исаев,
Intel
Corporation

- Акад. А.А.Славнов, зав. кафедрой теор.
физики МГУ и зав. отделом Математического института им.
Стеклова РАН
- В.Н.Задков, зам. декана по ИТ, физфак МГУ
- Н.П.Кучер, директор Лицея г. Троицка
- В.И.Дурнев, директор Стрежевского филиала
ООО "СИБИНТЕК"
- Е.Филиппова,
Королевство Дельфи — виртуальный
клуб программистов
- ООО "Метасистемы", г. Орел
- F5 Networks, Томский филиал
- Томский кардиологический центр
- Ю.Л.Костюк и И.Л.Фукс, факультет информатики,
Томский гос. ун-т
-
Элекард,
г. Томск
-
А.Н.Соболевский, кафедра квантовой статистики,
физфак МГУ
-
Р.Ш.Меняшев, алготрейдер, слушатель
курса программирования Ф.В.Ткачева
на Физическом факультете МГУ, 2004 г.
|
- Вниманию потенциальных спонсоров:
Обычная форма поддержки проекта — локальная поддержка конкретных преподавателей-участников проекта, а также конкретных образовательных и
пропагандистских мероприятий (яркий пример —
поездка Н.Вирта по России в 2005 г.).
В крайнем случае можно обращаться к любому из
координаторов или
участников.
Каждый вклад будет с благодарностью отмечен и на этом сайте (при
необходимости).

|