В ТЕНИ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА

Голос истины противен слуху. —Лао-цзы


Психологическая классификация А-Б

Первая версия: 20 декабря 2010 г. Последние поправки: 5 марта 2011 г.

Наблюдателю неизвестно, чтобы кто-нибудь до него указал на фундаментальную роль психологической классификации А-Б — т.е. классификации по типу стрессорных поведенческих реакций — для понимания функционирования науки и для управления ею.
Понятно, что столь нешаблонная идея вызовет «критику».
Так не в первый раз, дело знакомое.

Источник медицинских фактов, если не указано иное: Жуков, глава 4 «Стресс», глава 6 «Психологические типы». Здесь конспективно приводятся лишь самые основные факты.

 

Стресс — это неспецифическая системная приспособительная реакция организма на отклонение условий существования от привычных. Открыт Гансом Селье (Нобелевская премия).
Важно, что это неспецифическая реакция на фактор новизны как таковой, любой новизны.

Два фундаментальных типа реакции на новизну:
    А. действия по возвращению ситуации к исходной (т. наз. «бегство/борьба»);
    Б. приспособление организма к новой ситуации (т. наз. «затаивание»).

Эти два типа реакции поддерживаются преобладанием секреции одного из двух типов гормонов: адреналина (поведение типа А) или кортизола (поведение типа Б).

Тип реакции на стресс не является двузначной функцией. Есть ещё как минимум такие параметры, как порог и величина реакции, а также скорости её развития и угасания.

Доказано, что гормональный тип стрессорной реакции обусловлен генетически (и отлично наследуется). Средовые влияния могут быть объяснены ошибками измерений (цитируется величина 5%).

Доказано, что гормональный тип стрессорной реакции не может быть изменен никаким (пере-) обучением или (пере-) воспитанием. Реакция на конкретный стимул меняется при обучении лишь постольку, поскольку стимул теряет новизну.

Другими словами, гормональный тип стрессорной реакции «зашит» в организме очень глубоко и давно; кратная разница в содержании адреналина в тканях при стрессе наблюдается уже у рыб: ещё даже рептилийный средний мозг не сформировался, а два типа стрессорной реакции уже было.

Ключевая особенность реакции затаивания (тип Б) — активизация органов чувств и систем сбора информации. В частности, кортизол — единственный гормон человека, который увеличивает транспорт глюкозы в клетки головного мозга. Очевидно, смысл поведения, характеризуемого по внешним признакам как «затаивание», ровно в том и состоит, чтобы обеспечить сбор дополнительной информации о новой ситуации для ее анализа перед принятием решения о дальнейших действиях.

Поведенческий тип А по сравнению с типом Б характеризуется:
— повышенной агрессивностью (в том числе более быстрой «атаке чужака»);
— худшей переобучаемостью;
— большей стереотипностью поведения;
— меньшей склонностью к исследовательскому поведению;
— повышенным стремлением к доминированию и, соответствено, большей склонностью к борьбе за высокое место в иерархии;
— повышенной частотой ишемической болезни сердца.

Важно понимать, что описываемая разница между типами А и Б весьма существенна (в разы). Собственно, классификация была открыта американскими кардиологами М.Фридманом и Р.Розенманом в 1959 г. именно потому, что корреляция ишемической болезни сердца с внешними поведенческими проявлениями, что называется, бросалась в глаза при частоте заболеваний в несколько раз более высокой.
Другой пример: собаки с поведенческим типом А для работы по следу «малопригодны, т.к. исследовательская активность развита у них слабо. ... Аналогичные закономерности обнаружены и для людей ...» (Жуков, с.271).

В социальном плане верхние позиции в иерархиях животных (доминанты, альфы) обычно занимают обладатели типа А.
Подчиненные позиции (субординанты, омеги) — это тоже обладатели типа А.
Тип Б концентрируется в субдоминантных позициях (беты) или в индивидах, вообще избегающих быть в иерархии.
Однако у высших приматов положение в социальной иерархии определяется не только непосредственными результатами индивидуальных стычек, хотя упорно ищущий путей наверх природный карьерист типа А будет иметь, конечно, больше шансов, чем природный исследователь типа Б.

С этой оговоркой для приматологии науки принципиально важен еще один факт (Жуков, с.298, рис.7.4). А именно: животные из тех позиций в иерархии, где концентрируется тип А (вершина и нижний слой иерархии), проигрывают прочим (преимущественно типу Б) по интеллектуальным качествам и в среднем, и по максимуму.

В количественном отношении чистый тип А у сапиенсов составляет меньшинство (10-20%; как в любом стат. отборе, граница проводится по некоторому соглашению).
Не вызывает удивления ни факт меньшинства, ни факт сохраняющегося наличия этого типа: тип А процветает на вершине иерархии, где позиций немного, но и конкуренцию рвущемуся наверх А-индивиду остальное большинство составить не может (а часто и просто не хочет).

Пример

См. отдельную страничку.

 

Следствия для управления наукой

Классификация поведенческих типов А-Б имеет столь же глубокие биологические корни, как и различие полов.
Дамы не допускаются, например, к управлению авиалайнерами ни при какой погоде именно в силу глубоко «зашитых» в биохимию организма и неотменяемых ни политкорректностью, ни демократией поведенческих особенностей (психологический коллапс в полете первой женщины-космонавта навеки зафиксирован в учебниках).

Точно такая же логика применима к индивидам с поведенческим типом А.
Ввиду специфики научного сообщества вполне очевидно, что впускать таких индивидов в научное сообщество — это как пускать козла в огород:
— маловероятно, что они произведут что-то особенно хорошее в плане собственно науки (надо учесть, что за время воспитания/обучения накапливается некий интеграл различий в знаниях и компетенциях etc.);
— а в сильные позиции они будут пробиваться (сильная позиция здесь — необязательно высокая административная позиция; это может быть и позиция локального гуру на некоторой научной поляне, см. пример выше).
И, находясь в таких сильных позициях, они с большой вероятностью будут атаковать всё новое в зоне видимости, оберегая своё доминирование (даже если они не будут осознавать, зачем Природа придумала тип А; подходящая рационализация всегда найдётся). От чего страдать будет больше всего талантливая молодежь, оказавшаяся по каким-то причинам без прикрытия (см. пример выше).

Поэтому — так же как малопригодны к исследовательской деятельности собаки с типом А, которые поэтому отсеиваются при селекции ищеек (см. выше) — выраженных А-индивидов следует просто не допускать по результатам специальных медицинских тестов до позиций уровня full professor. Здесь подразумевается, что full professor — это полноправный (в смысле академических прав и свобод) член научного сообщества. Непонятно, стоит ли отсеивать А-индивидов еще раньше; вряд ли (см. ниже).

Женщины прекрасно обходятся без того, чтобы пилотировать авиалайнеры.
И для собак типа А находится прекрасная работа, отвечающая их особенностям (связники, подрывники и проч.).
Так и индивидам типа А, имеющим учёную степень уровня PhD и прошедшим через позиции уровня postdoc, всегда найдется адекватная роль в качестве лидеров промышленных, коммерческих и политических проектов, где их психологические особенности будут по достоинству цениться.
Возможно, А-индивиды могли бы допускаться на какие-то вспомогательные менеджерские позиции в науке, но для этого нужно определенное институциональное устройство науки, чтобы полностью исключить влияние администрации на собственно научную жизнь (решения о финансировании, конкурсы, кадровые вопросы etc.).


В ТЕНИ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА

Home Page